Новости
6 апреля 2020

Интервью с AppTractor: Как на самом деле устроен трекинг от Яндекса

Екатерина Шабанова, руководитель маркетинга аналитических сервисов Яндекса, недавно побывала в гостях у AppTractor. Разговор о том, из чего родился продукт AppMetrica, как команда формирует бэклог и появится ли долгожданная интеграция с Facebook.

Полную версию интервью можно прослушать здесь:

Или прочитать краткое изложение:

Что такое AppMetrica?

Это платформа для аналитики и маркетинга приложений. AppMetrica объединяет данные об установках, источниках трафика, аудитории, её поведении и многое другое. По сути, это единая точка входа для всей команды приложения — тех, кто создаёт, развивает и продвигает продукт. Немаловажная часть платформы — крэш-аналитика — это отчёты о сбоях приложения и показатели, позволяющие оценить, насколько проблема серьёзна. Эта часть сервиса заточена непосредственно под разработчиков. В итоге, AppMetrica позволяет собрать в одном месте в удобном формате все данные для аналитики. Если использовать разные сервисы — данные, как правило, получаются разрозненными. В AppMetrica можно проанализировать практически любой показатель (по аудитории, источникам трафика) с учётом других данных.

Как AppMetrica живётся в инфраструктуре Яндекса? Может быть, есть какие-то плюсы или минусы?

Живётся отлично. Плюсы — надёжная инфраструктура, отлаженные процессы и талантливые разработчики. Экосистема Яндекса позволяет взаимодействовать с десятками команд, экспериментировать и получать от сервисов качественный и полезный фидбэк. В целом AppMetrica появилась именно благодаря запросам внутренних пользователей — тех, кто запускал первые приложения Яндекса. Это был внутренний инструмент, а по мере развития мы вышли на рынок.

Минусы связаны с тем, что процессы и согласования, как в любой большой компании, порой проходят дольше, чем в стартапах. Но с этим можно жить :)

Как вы работаете с командами других сервисов Яндекса?

Это происходит часто, почти каждый день. Иногда команды спрашивают, как лучше настраивать аналитику, а мы их консультируем. Иногда делятся кейсами о работе с данными и приносят интересные запросы, рассказывают, как анализируют рекламные кампании и аудитории. А иногда приходят с конкретными задачами и предложениями — мы можем взять их в разработку и потом добавить эти фичи в продукт.

Благодаря командам разработки, например, мы получили много идей и инсайтов для обновления крэш-аналитики. Мы нарисовали несколько прототипов для отчётов по крэшам, поговорили с тимлидами, разработчиками, тестировщиками. У них оказались разные сценарии работы с отчётами и, соответственно, ожидания. Мы несколько раз перерабатывали структуру отчёта благодаря обратной связи коллег. Теперь это инструмент, которым пользуются и внешние заказчики.

Почему Яндекс вообще пришёл на рынок мобильной аналитики?

AppMetrica создавалась как типичный стартап внутри Яндекса. Командам понадобилась аналитика мобильных приложений — появился инструмент для неё. Он мог бы остаться внутри компании. Но ребята пошли дальше, начали развивать проект и в итоге сделали его доступным для всех.

Создавать такой продукт интересно само по себе. Кроме того, на тот момент [2014–2015 год] в Яндексе почти не было специально заточенных сервисов для мобильных разработчиков, маркетологов. Получалась странная ситуация: Яндекс — компания с огромным внутренним опытом создания и разработки мобильных приложений. Но при этом у нас почти не было публичных инструментов, которые бы позволяли другим командам решать схожие задачи. И именно тогда AppMetrica и появилась в открытом доступе. Сегодня AppMetrica — часть экосистемы аналитических сервисов Яндекса.

Какова доля AppMetrica на российском и мировом рынке?

Оценка доли — интересная задача. Вопрос, что брать за базу? Если приложения, то их несколько миллионов на оба стора, они постоянно меняются и далеко не все вообще интегрируют какую-либо аналитику. Чуть проще отталкиваться от покрытия устройств, т. к. эта величина более стабильна. В России почти на каждом устройстве стоит приложение, которое пользуется счётчиком AppMetrica. На международном рынке, конечно, наша доля меньше, но мы присутствуем почти в каждой стране.

Если говорить о рейтингах, то единого измерителя с публичными отчётами нет. Есть сервисы, которые анализируют сторы и составляют списки популярных SDK. Но рейтинги, как правило, формируются по направлениям: рекламная аналитика (анализ источников трафика, атрибуция установок) отдельно, продуктовая — отдельно, крэш-аналитика — отдельно, пуш-сервисы — тоже. В каждом направлении по отдельности у AppMetrica есть какая-то своя доля. Но если мы объединим все эти аудитории, т. к. сервис решает одновременно разные задачи и им пользуются целые команды, то получится совсем другой охват.

Тем не менее, есть, к примеру, топ мобильных SDK, который составляет и публично обновляет сервис Appfigures. AppMetrica присутствует там в категории «Атрибуция» и в App Store (iOS) занимает четвёртое место, в Google Play (Android) — второе (источник).

А какие приложения используют AppMetrica?

Совершенно разные: это игры, сервисы e-commerce, мобильные банки, операторы связи, утилиты. В общем, всё, что есть в сторах, представлено у нас.

Расскажите о команде. Сколько в ней человек, чем они занимаются?

25 человек. Есть продуктово-менеджерская команда: продакт, проджект, менеджер по развитию бизнеса, маркетолог, дизайнер. И команды разработки — бОльшая часть сервиса.

Связана ли AppMetrica с Метрикой для веба?

Пока нет. Продукты ориентировались на разные аудитории с разными запросами. Объяснимо, что продукты получились разные. Хотя у истоков разработки AppMetrica стояли разработчики Метрики, потому что именно к ним пришли ребята из первых мобильных приложений Яндекса с запросом «хотим анализировать приложения». Тем не менее у мобильных приложений есть специфика. Многие бизнесы, в принципе, только «мобильные». Например, мобильная игра может существовать без десктопной версии, какие-нибудь редакторы фото для инстаграма или калькуляторы тоже не нужны в вебе. При этом потребность в аналитике Web + App (сюда же можно добавить и офлайн), конечно, тоже есть. Наглядный пример — компании отрасли e-commerce.

Какие технологии используются в AppMetrica?

Разработчики пишут на C++ (приём, обработка и хранение данных), Java (API, настройки, пуши), на фронте — React, для iOS SDK — Obj-C, для Android SDK — Java. Если говорить о хранении данных, то мы используем ClickHouse.

Что в приоритете: прирост функциональности или проработанные решения?

Прирост функциональности невозможен без проработки решения. Почти всегда вначале стоит собрать запросы и понять, кому это нужно, зачем, в каком виде. Только затем можно переходить к прототипированию, в том числе с разработкой. Рассчитать, сколько необходимо ресурсов и сколько времени команда потратит на задачу. После всё это выкатывается в полноценную разработку, потом — во фронтенд. Очевидно, что мы — как и наши пользователи — заинтересованы в том, чтобы появлялось больше нового. Конечно, хочется всего и сразу, но, пока мы не пройдём все эти этапы, фича не может запуститься, поэтому большие запуски у нас случаются не так часто. Важно не только выпускать фичи, но и поддерживать то, что уже есть, обновлять SDK под требования платформ, оптимизировать обработку данных под растущие объемы.

Как вы работаете с партнёрами? Кто проявляет инициативу: они ищут вас или вы — их?

Поясню: наши партнёры — это рекламные сети. Они интегрируются с трекером, чтобы данные бесшовно попадали в аналитическую систему и обрабатывались там.

На первых этапах (около пяти лет назад) мы создали пул приоритетных сетей, сами на них выходили и договаривались об интеграции. Так мы набрали много партнёров, которые покрывали максимум запросов. А сейчас всё происходит наоборот: партнёры регулярно приходят сами. Во-первых, AppMetrica уже хорошо известна на рынке. О нас знают. Во-вторых, пользователи AppMetrica часто сами идут к рекламным системам и просят, чтобы те интегрировались с нами.

На кого больше ориентируетесь: на профи или новичков? Подкованные аналитики или разработчики сами могут скрипт написать и из API данные получить, а широкой аудитории важны доступность и удобный интерфейс…

Я бы сказала — последовательно: сначала на одних, а потом на других. Как правило, каждая команда, развиваясь, проходит такие же этапы, как и рынок. Когда команда начинает бизнес или выпускает на рынок приложение — она ориентируется на базовые метрики: сколько людей возвращается, регистрируется, покупает. Даже опытный аналитик или менеджер в первый месяц после запуска вряд ли построит сложный отчёт или сможет проверить корреляции, пока данных слишком мало.

Поэтому на первом этапе AppMetrica закрывает потребность в готовых отчётах. Мы как раз заточены на то, чтобы пользователи могли уже на начальном этапе понимать, как вообще живёт приложение, насколько рекламные кампании эффективны. Ряд метрик позволяет это оценить.

На следующем этапе, с ростом бизнеса, пользователи «дозревают» до внутренней системы аналитики или BI-сервиса. Запросы становятся шире, чем возможности готовой универсальной системы аналитики для приложения. Теперь требуется совмещать сведения из разных источников, собирать сырые данные из приложения, с сайта, из CRM — и строить отчёты и проверять метрики, которые нужны именно этому бизнесу. В этом случае он может забирать из AppMetrica свои сырые данные и работать уже с ними так, как ему необходимо. При этом заглядывать в готовые отчёты, чтобы получить быстрый срез по базовым метрикам (типа аудитории, перформанса рекламных кампаний, конверсии в события в приложении). А ещё исследовать профили пользователей, искать зависимости в действиях (можно сказать, что это custdev :) — для этого у нас есть удобный отчёт, который работает из коробки.

Как появилась идея добавить инструменты для push-кампании?

Это был логичный шаг развития инструмента. Как только в операционных системах появилась возможность рассылать пуши, маркетологи захотели этим пользоваться. Кроме того, это очень удобно для пользователей AppMetrica: все данные о приложении хранятся в одном месте и приведены к общим стандартам. Проанализировав их, владелец приложения или маркетолог может определить максимально точный таргетинг, собрать максимально точные сегменты.

Если планируются нововведения — как вы их реализуете и приоритизируете?

Есть много способов: экспертная оценка, формальные матрицы. Мы сейчас практикуем [R]ICE-фреймворк. Если появляется новый запрос или идея — вначале мы оцениваем, какой части аудитории будет полезна новая функциональность, насколько она важна для бизнес-процессов. Кнопка в неудобном месте — это один уровень проблемы, а если не хватает метрики и из-за неё остальные метрики не имеют смысла — совершенно другой. Затем мы вместе с командой разработки оцениваем сложность и сроки. Иногда надо просто добавить метрику, а иногда — поменять инфраструктуру расчетов в продукте. С точки зрения интерфейса несложно, а с точки зрения движка — два-три месяца работы. Всё это мы учитываем при приоритизации.

На какие KPI вы смотрите в AppMetrica? Как вы их измеряете?

Смотрим на аудиторию и покрытие: сколько паблишеров (студий), аккаунтов разработчиков, приложений, конечных устройств. Смотрим, сколько среди клиентов зрелых и крупных приложений, а какова доля новых, пока небольших инди-проектов.

Какие инструменты для продвижения вы используете?

В маркетинге платормы мобильной аналитики работают те же инструменты, что и для других В2В-продуктов. Мы знаем, кто наша аудитория, и стремимся общаться напрямую с пользователями, чтобы понимать из запросы и проблемы. Мы начинали с того, что выступали на профильных офлайн-мероприятиях и лично знакомились с пользователями продукта, рассказывали об AppMetrica. Также мы уделяем большое внимание обучению пользователей, поиску интересных кейсов, проведению встреч и митапов. Кроме того, для B2B тоже работают перформанс-инструменты, и мы используем их. В целом, это универсальный пул маркетинговых инструментов, который работает для различных бизнесов и продуктов. Эффективность во многом зависит от содержания и формы подачи материала. Безусловно, каждый стремится быть заметным, и большое количество форматов продвижения дает прекрасное поле для фантазии и креатива. Но залог успеха, на мой взгляд, кроется в том, чтобы, в первую очередь, ориентироваться на интерес и задачи пользователя.